
Вот скажу сразу: запрос ?перенос стеклопакета? от клиентов слышу часто, но в 80% случаев за ним стоит непонимание самой сути процесса. Люди думают, что можно взять старый стеклопакет из развалившейся рамы и вставить в новую, как деталь конструктора. На деле всё упирается в точность замеров, состояние герметизации и сам профиль. Если коротко — это почти всегда нерентабельно, кроме пары специфических случаев, о которых ниже.
Когда говорят о переносе, обычно имеют в виду ситуацию, когда рама (створка или коробка) пришла в негодность, а стеклопакет якобы остался целым. Допустим, дерево сгнило или ПВХ-профиль деформировался, а стекло не разбито. Теоретически — да, его можно извлечь. Но вот дальше начинаются ?но?. Первое и главное: штапик, который удерживает стеклопакет в створке, при демонтаже часто ломается. Даже если аккуратно снять, его повторное использование под вопросом — уплотнитель уже не обеспечит герметичность.
Второй момент — это прикладка. Старый стеклопакет изготавливался под конкретную раму, с её допусками. Новый профиль, даже того же производителя, может иметь другую глубину фальца. Миллиметр-два — и стеклопакет либо не встанет, либо будет болтаться. Придётся заказывать новые дистанционные рамки, пересобирать — по стоимости выйдет как минимум в половину цены нового изделия. Видел такие попытки в кустарных мастерских — потом люди всё равно обращались к нам, в ООО Ляонин Юхун Двери и Окна, за нормальным решением, потому что начинало дуть по периметру.
И третий, самый критичный аспект — это состояние самого стеклопакета. Если ему больше 10 лет, даже визуально целый, вероятно, уже нарушена герметичность. Конденсат внутри, пыль — признаки того, что он отслужил своё. Переносить такой — только проблемы множить. Поэтому наш стандартный ответ: экономически целесообразно это только с относительно новыми стеклопакетами (до 5 лет) и при условии, что новая рама — это точная копия старой по геометрии установочного фальца. Такое бывает, например, при замене только повреждённой створки в двухстворчатом окне, когда вторая остаётся родной.
Был у нас случай на объекте в коттеджном посёлке. Клиент заказал у нас, в ООО Ляонин Юхун Двери и Окна, новые окна из деревянного профиля, но хотел сохранить старые стеклопакеты с антикварным фацетом (накладным гранёным декором). Стеклопакеты были в идеальном состоянии, сделаны лет 7 назад на заказ. Задача была нетривиальная: снять их без повреждений и интегрировать в новые рамы с другим типом крепления штапика. Пришлось фактически проектировать фальц под старый размер, а не наоборот. Сделали, но это была штучная работа, по деньгам сравнялось с изготовлением новых стеклопакетов с таким же декором. Клиент платил за сохранение ?исторической? детали, ему это было принципиально.
Другой пример — перенос стеклопакета в рамках ремонта балкона. Часто бывает: остекление лоджии сделано, а потом хозяин решает поменять раму на более тёплую, например, перейти с алюминиевого ?холодного? профиля на ПВХ. И тут возникает соблазн использовать старые стёкла. Технически — возможно, если толщина стеклопакета подходит под новый профиль. Но! Алюминиевые системы обычно имеют более тонкий фальц. В ПВХ-профиле, рассчитанном на многокамерный стеклопакет, ваш старый однокамерный будет ?утопать?, потребуются дополнительные подкладки и уплотнения, что сводит на нет все преимущества новой системы. Мы обычно отговариваем, объясняя, что теплосбережение будет определяться самым слабым звеном — как раз этим старым стеклопакетом.
А вот негативный опыт. Однажды взялись по просьбе знакомого за перенос якобы ?почти нового? стеклопакета из разбитой створки в новую. Замеры сняли, вроде всё сошлось. Но при установке оказалось, что старый стеклопакет имел нестандартную толщину дистанционной рамки — 14 мм вместо обычных 16 мм для такого профиля. Визуально не отличишь. В результате в новой раме он ?играл?, при сильном ветре возникала вибрация и свист. Пришлось снимать, заказывать новый. Вывод: без полной технической спецификации старого изделия (которой у клиента никогда нет) браться за такое — игра в рулетку.
Для качественного переноса, если уж делать, нужна не просто отвёртка и молоток. Ключевое — это станок для аккуратного снятия штапика без деформации. У нас на производстве, на сайте rainbowdw.ru можно увидеть, что мы используем автоматизированные линии для сборки. Но для демонтажа требуется ручной инструмент с точной регулировкой усилия. Без этого штапик гнётся, и его уже не поставишь обратно. Далее — чистовая зона. После извлечения стеклопакет нужно очистить от старого герметика и пыли, проверить на отсутствие микротрещин по кромкам. Часто они появляются именно при неаккуратном демонтаже.
Ещё один тонкий момент — это дистанционная рамка (спейсер). При переносе стеклопакета её, как правило, трогать нельзя. Но если перенос связан с изменением конфигурации (например, из одинарного окна делают часть стеклопакета для двери), то рамку нужно резать и перепаивать. Это уже высший пилотаж, требует специального оборудования для наполнения молекулярным ситом. В кустарных условиях сито отсыревает, и стеклопакет запотевает изнутри через полгода. Мы такие ?переделки? не берём именно из-за рисков для репутации.
И, конечно, замер. Даже если вы переносите стеклопакет в раму того же производителя, нужно учитывать усадку или, наоборот, расширение материала. Дерево ?дышит?, ПВХ имеет температурный коэффициент линейного расширения. Поэтому в расчёт всегда закладываем допуск в 1-2 мм по периметру на компенсационные прокладки. Без этого зимой стеклопакет может лопнуть от напряжения.
В большинстве типовых ситуаций в квартирах я рекомендую не связываться с переносом. Проще и надёжнее заказать новый стеклопакет по точным размерам новой рамы. Особенно это актуально для современных энергосберегающих решений. Допустим, у вас был обычный двухкамерный стеклопакет, а вы ставите профиль с пятикамерным уплотнением. Логично сразу заказать стеклопакет с i-стеклом или аргоновым наполнением — выиграете в тепле и шумоизоляции. Старое стекло, даже перенесённое, таких свойств не даст.
Если причина переноса — экономия, то стоит посчитать всё до копейки. Новый однокамерный стеклопакет стандартного размера стоит не так дорого. В стоимость переноса же войдёт: работа по демонтажу (риск повреждения), очистка, возможная замена штапиков и уплотнителей, повторная герметизация (если потребуется), установка. Плюс транспортные расходы, если работы на объекте. Часто итоговая сумма неприятно удивляет заказчика.
Исключение — это нестандартные формы: арки, треугольники, круглые элементы. Их изготовление дорого и долго. Если такой стеклопакет уцелел, а рама повреждена, тогда есть смысл вложиться в его сохранение. Но и тут нужно быть готовым к тому, что новая рама будет делаться под стекло, а не наоборот. Это индивидуальный проект, как те, что мы реализуем через компанию ООО Ляонин Юхун Двери и Окна для объектов премиум-класса. Серийному производству такое не интересно.
Итак, резюмирую свой опыт. Перенос стеклопакета — это не стандартная услуга, а исключительная техническая операция. Она оправдана в менее чем 10% случаев: когда стеклопакет новый, дорогой (декор, специфическое покрытие) или нестандартной формы, а рама вышла из строя по независимым причинам (механическое повреждение, производственный брак каркаса). Во всех остальных ситуациях это полумера, которая не даст ни экономии, ни гарантии долговечности.
Для клиента мой совет простой: если вам предлагают ?перенести? стеклопакет, запросите детальный расчёт и сравните со стоимостью нового. Уточните гарантию на герметичность после этой операции. И обязательно проверьте, есть ли у подрядчика опыт именно таких работ, а не просто сборки окон ?с нуля?. Как правило, крупные производители, включая наше предприятие, с неохотой берутся за перенос, потому что риски превышают выгоду.
В конечном счёте, окно — это система. И её надежность определяется слаженностью всех компонентов. Гонясь за мнимой экономией на переносе стеклопакета, можно потерять гораздо больше на последующих ремонтах и потерях тепла. Лучше один раз сделать правильно, с новыми, подходящими друг другу элементами. Именно на этом принципе мы и строим работу в нашей компании, предлагая комплексные решения, а не точечный ?ремонт неизвестно чего?.